Наиболее действенным методом воспитания детей является пример, который им показывают родители. Такое мнение в беседе с «Радио 1» высказала детский и семейный психолог Олеся Покусаева. По её словам, то, как мама и папа ведут себя с ребёнком, формирует у него понимание, насколько серьёзным может быть то или иное наказание, либо, наоборот, ребёнок не получает никакого представления о том, какая воспитательная мера была к нему применена.
«Странно требовать, чтобы ребёнок был чистюлей, когда сами родители убираются в доме только тогда, когда ждут гостей», – сказала Покусаева.
Психолог обратила внимание на два важных момента. В первом случае она указала на то, что, чем младше ребёнок, тем чаще следует доносить ему воспитательные функции в игровой форме. Второй момент – если ребёнок что-то делает сам, важно не переделывать за ним это, даже если он, по мнению родителей, сделал всё не так. Подобные действия лишь отобьют у него желание и мотивацию помогать папе и маме.
«Дети – это люди, только маленькие», – подчеркнула собеседница «Радио 1».
Помимо этого, она отметила, что наказание в виде постановки ребёнка в угол как таковым наказанием для него может и не являться, поскольку часто в это время в его руках оказывается гаджет. Как таковой смысл наказания в этот момент теряется, и родитель должным образом не доносит до него ключевую мысль воспитательной меры.
«Все дети разные. Если к кому-то можно применить метод из серии «посиди в своей комнате, подумай, извинись», то у какого-то ребёнка изолирование от остальных членов семьи может вызывать истерику. Поэтому общих рекомендаций на тему того, как именно следует поступать, психологи и педагоги обычно не дают. К каждому ребёнку нужно подходить индивидуально. То, что, например, работало на старшем, на младшего может не действовать», – рассказала Покусаева.
Собеседница «Радио 1» упомянула также и о телесных наказаниях, назвав их недопустимыми. При этом она пояснила, в каких случаях родители прибегают к подобным мерам:
«Это происходит от бессилия, когда уже больше нечего сказать, и все нравоучения повторены по 150 раз. Вот тут родители считают, что проще дать подзатыльник или ремня. Что это будет действенно. Но это тоже не работает».
В этой связи психолог вспомнила о методе – субботней порке розгами, – который в своей повести «Детство» описывал Максим Горький. По её мнению, подобная мера воспитания являлась «единственной условно работающей».
«Там [в повести – прим. ред.] секли по субботам. У ребёнка был список каких-то прегрешений, и он знал, что если к субботе всё хорошо, то он получит какое-то вознаграждение. Если нет, его ожидает порка. Но суть в том, что тогда это не делалось сгоряча и происходило осознанно. Ребёнок делал что-то и понимал, что за это будет расплата. А нынешние родители как делают? Ребёнок побежал через дорогу, мама испугалась и тут же его отлупила. У неё в этот момент свой стресс, она не знает, как ребёнку мысль донести. Это эмоциональное наказание, которое не работает», – объяснила Покусаева.
По словам собеседницы «Радио 1», за счёт физического наказания родители зачастую решают собственные проблемы. Поэтому взрослым следует помнить о том, насколько важно показывать детям собственный корректный пример.
Ранее ВЦИОМ опубликовал данные о том, что около 16% россиян используют в качестве основного метода воспитания детей нравоучения и наставления. Ставят ребёнка в угол при этом 19% жителей страны.
«Странно требовать, чтобы ребёнок был чистюлей, когда сами родители убираются в доме только тогда, когда ждут гостей», – сказала Покусаева.
Психолог обратила внимание на два важных момента. В первом случае она указала на то, что, чем младше ребёнок, тем чаще следует доносить ему воспитательные функции в игровой форме. Второй момент – если ребёнок что-то делает сам, важно не переделывать за ним это, даже если он, по мнению родителей, сделал всё не так. Подобные действия лишь отобьют у него желание и мотивацию помогать папе и маме.
«Дети – это люди, только маленькие», – подчеркнула собеседница «Радио 1».
Помимо этого, она отметила, что наказание в виде постановки ребёнка в угол как таковым наказанием для него может и не являться, поскольку часто в это время в его руках оказывается гаджет. Как таковой смысл наказания в этот момент теряется, и родитель должным образом не доносит до него ключевую мысль воспитательной меры.
«Все дети разные. Если к кому-то можно применить метод из серии «посиди в своей комнате, подумай, извинись», то у какого-то ребёнка изолирование от остальных членов семьи может вызывать истерику. Поэтому общих рекомендаций на тему того, как именно следует поступать, психологи и педагоги обычно не дают. К каждому ребёнку нужно подходить индивидуально. То, что, например, работало на старшем, на младшего может не действовать», – рассказала Покусаева.
Собеседница «Радио 1» упомянула также и о телесных наказаниях, назвав их недопустимыми. При этом она пояснила, в каких случаях родители прибегают к подобным мерам:
«Это происходит от бессилия, когда уже больше нечего сказать, и все нравоучения повторены по 150 раз. Вот тут родители считают, что проще дать подзатыльник или ремня. Что это будет действенно. Но это тоже не работает».
В этой связи психолог вспомнила о методе – субботней порке розгами, – который в своей повести «Детство» описывал Максим Горький. По её мнению, подобная мера воспитания являлась «единственной условно работающей».
«Там [в повести – прим. ред.] секли по субботам. У ребёнка был список каких-то прегрешений, и он знал, что если к субботе всё хорошо, то он получит какое-то вознаграждение. Если нет, его ожидает порка. Но суть в том, что тогда это не делалось сгоряча и происходило осознанно. Ребёнок делал что-то и понимал, что за это будет расплата. А нынешние родители как делают? Ребёнок побежал через дорогу, мама испугалась и тут же его отлупила. У неё в этот момент свой стресс, она не знает, как ребёнку мысль донести. Это эмоциональное наказание, которое не работает», – объяснила Покусаева.
По словам собеседницы «Радио 1», за счёт физического наказания родители зачастую решают собственные проблемы. Поэтому взрослым следует помнить о том, насколько важно показывать детям собственный корректный пример.
Ранее ВЦИОМ опубликовал данные о том, что около 16% россиян используют в качестве основного метода воспитания детей нравоучения и наставления. Ставят ребёнка в угол при этом 19% жителей страны.